Pay-сервисы в банке: движение от имиджа к бизнесу

​17.10.2018

Еще вчера pay-сервисы были для банка скорее имиджевым проектом, сегодня это новый фундамент бизнеса.

 Майя Глотова, Директор процессингового центра «КартСтандарт»

Pay-сервисы.jpg 

По прогнозу Банка России, в 2018 году впервые доля безналичных операций превысит наличные расчеты. Эксперты Центробанка называют прогнозное соотношение: 56% к 44%. А ведь еще шесть лет назад доля безналичных расчетов в России не достигала и 15%. Нет сомнений, что одним из драйверов роста стало массовое распространение бесконтактных технологий, в том числе и pay-сервисов.

Первые платежные сервисы, основанные на NFC-технологии, появились в России еще в 2012 году, но они критически зависели от операторов связи и производителей смартфонов, так как информация для осуществления транзакций хранилась либо на SIM-карте (SIM centric NFC), либо в специальном элементе на телефоне (Embeded Secure Elements, ESE). Для пользователей основным неудобством такого подхода была привязка системы безопасности к аппаратным средствам, а следовательно, неизбежная необходимость смены SIM-карты или даже телефона для подключения сервиса NFC-платежей.

Зависимость от вендоров (производителей телефонов и Secure Elements) выступала стоп-фактором для массового тиражирования мобильных платежных сервисов. Появление технологии HCE (Host Card Emulation) позволило реализовывать платежные NFC-сервисы простой установкой приложения на мобильное устройство. Россия в 2015 году стала одной из первых стран мира, где мобильные платежные сервисы на технологии HCE были запущены банками в промышленную эксплуатацию.

Последующие годы принесли на платежный рынок решения от мировых лидеров – Apple, Google, Samsung. Совсем недавно, в июне 2018 года, в Россию пришел мобильный платежный сервис WeСhat, который является частью китайского интернет-гиганта Tencent. Анонсирован приход на российский рынок сервиса Huawei Pay, который будет поддерживать платежная система UnionPay. Появились и нишевые сервисы, например Garmin Pay для спортивных электронных аксессуаров.

Более того, российские банки стали создавать собственные кастомизированные мобильные приложения, используя готовую промышленную платформу формата White Label. Решение построено на базе сервиса токенизации Mastercard MDES и технологии Mastercard Cloud Based Payments.

Важным фактором роста стало развитие платежной инфраструктуры. Платежные системы устанавливают в отношении банков-эквайеров достаточно жесткие требования к модернизации терминального парка. С 2017 года все вновь устанавливаемые терминалы должны работать с бесконтактной оплатой, а к 1 января 2019 года вся эквайринговая инфраструктура на территории России должна поддерживать бесконтактные формы оплаты. Обновление идет весьма активно: всего год назад доля POS-терминалов, оснащенных бесконтактными ридерами, не превышала 50%, а на сегодняшний день, по экспертным оценкам, достигла 75%. И это при том, что, по данным Центробанка, сам парк устройств вырос на четверть – до 2,189 млн единиц.

В итоге сегодня Россия занимает первое место в мире по количеству привязанных карт в сервисе мобильных платежей Google Pay. А если учитывать общее количество токенов в мобильных кошельках, то Россия находится на третьем месте после США и Великобритании и намного обгоняет остальные рынки.

Все это закономерно приводит к росту безналичных операций, включая бесконтактные и совершенные с использованием pay-сервисов. По данным процессингового центра «КартСтандарт», который проанализировал данные 23 банков и ряда федеральных программ лояльности на основе расчетных карт, сегодня более 30% операций в ретейле совершается с использованием бесконтактного способа оплаты. За год этот показатель увеличился на 8 процентных пунктов. А количество операций, совершенных с помощью мобильных устройств, за то же время возрасло в 10 раз и сегодня составляет 4% от всех безналичных транзакций, совершенных в ретейле. Интересно, что при этом по pay-транзакциям средний чек выше, чем по бесконтактным банковским картам – 713 против 546 рублей. По нашим оценкам, в настоящее время в России суммарный оборот по операциям, совершенным при помощи мобильных устройств, составляет порядка 75 млрд рублей в месяц.

Использование бесконтактных технологий позволяет создать ин­фра­структуру для безналичной оплаты товаров и услуг, работающую лучше, быстрее и дешевле «классических» эквайринговых схем. «Классические» карты с обязательным вводом ПИН-кода, подписанием чеков, авторизацией не ассоциируются с инструментом для быстрых расчетов. Поэтому бесконтактные технологии востребованы и внедряются прежде всего в сферах, имеющих дело с большими потоками людей и критически зависящих от скорости обслуживания: на транспорте, в супермаркетах, на предприятиях фастфуда.

Конечно, пока еще существуют некоторые трудности, прежде всего связанные с недостаточным User Experience (UX) – ограниченным опытом взаимодействия с новыми платежными технологиями у достаточно большого числа людей. Но эти ограничения будут преодолеваться диалектически. Увеличение платежного инструментария и рост бесконтактной инфраструктуры будут инициировать повышение качества UX, а положительный опыт использования удобных бесконтактных технологий будет порождать запрос на совершенствование pay-технологий. Перспективы у «бесконтакта» самые радужные – сегодня, по сути, это одно из магистральных направлений развития платежных технологий. Еще вчера pay-сервисы были для банка скорее имиджевым проектом, сегодня же это новый фундамент бизнеса.

Источник http://nbj.ru/publs/banki-i-biznes/2018/09/02/pay-servisy-v-banke-dvizhenie-ot-imidzha-k-biznesu/index.html